Клуб аудирования

Учим языки как дети

Метод, основанный на «обучении через слушание», впервые начал использоваться в 1984 году в  Языковом Центре Американского Университета в Бангкоке для изучения тайского языка. Впоследствии он стал известен как метод ALG (Automatic Language Growth), или методика автоматического усвоения языка. Главный его принцип – это использование длительного молчаливого периода в обучении, во время которого студенты сосредотачиваются только на слуховом восприятии языка. Этот метод утверждает, что любая попытка заговорить или думать о языке прежде, чем способность говорить придет автоматически, может сказаться отрицательно и снизить конечные результаты обучения. Но после 6-12 месяцев интенсивного слушания студенты начинают говорить спонтанно и естественно, не думая, и без усилий.

Секрет детского восприятия

Известно, что когда, например, семья переезжает в другую страну,  дети вскоре начинают говорить на новом языке, как на родном, но взрослые нет. Обычное объяснение этого факта – это наличие у детей особой способности, которую утрачивают взрослые.

Преподаватели считают, что, в случае взрослых, иностранные языки должны преподаваться и изучаться, а не усваиваться естественным путем. Но, почему же, например, взрослые из центральной Африки достигают лучших результатов ассимилируюсь в новой языковой среде, чем наши современные студенты. Возможно, прежняя методика ошибочна? Может, только сознание взрослого (а не утрата специфической способности) препятствует достижению успеха в изучении языка. И, может, взрослые  способны делать это так же, как дети?

Представим что четырехлетний ребенок и взрослый слушают как кто-то говорит с ними на иностранном языке. Ребенок, чаще  всего, будет только слушать, а взрослый — стараться сказать что-либо в ответ. Теперь представим, что «не пытаться говорить» — это и есть тот самый секрет детского восприятия языка. Так как слуховое восприятие иностранного языка, которое всегда правильно, формирует правильную основу для построения новой языковой системы, в то время, как говорение, которое всегда происходит с ошибками, строит ее неправильно. Что если взрослые постарались бы вести себя, как дети, только слушая иностранную речь в течение года, не пытаясь заговорить?

В 1984 году AUA Языковой Центр в Бангкоке начал проводить именно такой эксперимент в классах тайского языка. Студенты просто слушали в течение года, с полным отсутствием разговорной практики.  И у  взрослых наблюдались почти такие же результаты, как и у детей. Если взрослые учатся  понимать естественную речь, в реальных ситуациях, не стараясь заговорить, в течение года, то беглая речь с правильным произношением приходит к ним автоматически.  Проблема заключается не в том, что взрослые утрачивают уникальную способность к изучению нового языка, а в том,  что они разрушают ее  попытками форсировать события и заговорить. Когда вы сознательно думаете над построением каждого предложения, о переводах, правилах, подстановках, все это удаляет  вас от возможности заговорить как носители языка. Естественная способность говорить на языке приходит спонтанно и автоматически. Ее разрушает не столько, то что вы начинаете говорить не правильно, а то, что вы пытаетесь думать о структуре языка.

Причина того, что в результате дети всегда начинают говорить как носители языка, в том, что они обучаются через слушание. Проблема взрослых, что они очень много говорят в процессе обучения, учатся говорить на языке через говорение.

Формула такова: «слушать», «не говорить» и «быть терпеливыми». И это  — не только секрет детей, это – секрет, доступный каждому. И если дети могут делать это более верно, то взрослые могут сделать это более  быстро.

Как работает метод ALG (Automatic Language Growth)

Используя   другие методики, преподаватели побуждают учащихся говорить как можно больше и хорошо думать, прежде, чем сказать что-либо, чтобы сказать это правильно. Метод ALG утверждает, что если вы говорите и думаете, как это сказать, это – именно то, что не даёт вам выучить язык хорошо.

Внедрение методики ALG

Если понаблюдать за  детьми, попавшими в другую страну, то мы увидим, что они «слушают, смеются и пристально смотрят». Их секрет: открыть уши, держать рот на замке, и никаких тестов. Уже через 2 года, они начинают говорить, почти, как носители языка.

Но в учебных заведениях по всему миру мы видим противоположный процесс: студенты больше пользуются своими глазами, чем ушами, их рот постоянно открыт, и они должны выполнять множество тестов. Очень немногие из этих студентов будут бегло говорить, как носители языка.

Для внедрения метода ALG в  современный учебный процесс необходимо:

— чтобы погружение в язык  было интересным для студентов (забавным, захватывающим, волнующим)

— чтобы уровень понимания студентов  был высоким, для того, чтобы происходило обучение. Это является залогом успеха на 80-100%  с первого занятия.

Конечно требуется много времени, чтобы подготовить учителей, которые могут вести интересные и  одновременно понятные занятия. Но именно слушание с интересом и пониманием и долгий «период молчания» являются ключом к возможности заговорить, как носители языка.

Метод самостоятельной тренировки восприятия звучащей иностранной речи

Это метод обучения восприятию и пониманию звучащей английской речи основан на использовании адаптированных, и неадаптированных (начиная с уровня B2)  аудио- и видеоматериалов, которые предоставляются вам в течение курсов.
Каждый раз, согласно вашему уровню, вам дается задание прослушать несколько глав из аудиокниги или посмотреть фильм на английском языке. Затем вы обсуждаете их содержание с преподавателем во время общения на уроке. Постепенно уровень сложности материалов повышается, вместе с вашей способностью к восприятию английской речи на слух, увеличением вашего словарного запаса и способностью использовать грамматические конструкции.
Использование аудиокниг очень интересно и эффективно, так как вы не только читаете текст, но и слушаете его в аудиозаписи. Известно, что когда вы слышите слова и фразы, вы запоминаете их лучше и быстрее, чем когда просто видите текст. Кроме того, если вы слушаете аудиокнигу, вы уже не сможете прочитать и запомнить  неправильно новые слова, как в том случае, если вы только читаете текст. Все аудиокниги представлены в удобном формате, поэтому вы можете работать с ними не только дома, но и в дороге, где бы вы не находились. В качестве аудиокниг на английском языке мы подбираем  художественные книги всемирно известных писателей различных жанров, прочитанные профессиональными британскими или американскими дикторами. На более высоких уровнях также используются аудио версии всемирно известных аналитических журналов на английском языке.
В качестве видеоматериалов используются фильмы, серии художественных и документальных сериалов BBC. Просмотр видеофильмов идеально подходит для  тренировки понимания звучащей английской речи в режиме приближенном к реальным жизненным ситуациям.  Это даст вам возможность научиться понимать разные стили речи, от официального до разговорного английского. Видеофильмы позволят вам полностью погрузиться в английскую речь, при этом многие слова и конструкции вы будете понимать и запоминать подсознательно.
На уровне C1 возможно также использование видеолекций университетов по различным дисциплинам на английском языке.

Смотрите также другие клубы:

Если у вас возникли сомнения, вопросы, вам не совсем понятен выбор способов или программ, вы можете написать нам на почту и спросить у нас, то что не понятно или послать нам запрос на информацию. Мы с радостью ответим вам и поможем составить ваш курс или оценить и сделать смету на ваш перевод.